Последствия перехода полномочий по управлению должником к арбитражному управляющему: руководитель и представитель должника

Содержание
  1. Стадия внешнего управления в процедуре несостоятельности предприятия
  2. Когда вводится внешнее управление при банкротстве юридического лица?
  3. Как проводится внешнее управление?
  4. План проведения
  5. Внешний управляющий в процедуре несостоятельности
  6. Срок процедуры внешнего управления при банкротстве юридического лица
  7. Права и обязанности участников
  8. Отличие внешнего управления от стадии финансового оздоровления
  9. Последствия процедуры внешнего управления при банкротстве юридического лица
  10. Внешнее управление как процедура банкротства: характеристика, цель и последствия ее введения :
  11. Кратко о банкротстве
  12. Внешнее управление: определение понятия
  13. Внешнее управление как процедура банкротства: кратко о задачах
  14. Внешнее управление как процедура банкротства и последствия ее введения
  15. Обязанности внешнего управляющего
  16. Права внешнего управляющего
  17. План работы внешнего управляющего
  18. Какие меры могут быть приняты управляющим?
  19. Оздоровительные мероприятия: особенности проведения
  20. Завершающий этап
  21. Результат процедуры
  22. Основные термины банкротства — Стороженко и Партнеры
  23. Кого можно официально назвать «должником»?
  24. В чем суть «денежных обязательств»?
  25. Какие платежи принято считать «обязательными »?
  26. Кто называется «руководителем должника»?
  27. Какова роль «представителя работников должника»?
  28. Что такое «санация»?
  29. Кто скрывается за понятиями «кредитор» и «конкурсный кредитор»?
  30. Что представляет собой «уполномоченный орган»?
  31. Что регулирует «регулирующий орган»?
  32. Каковы функции «представителя собрания кредиторов»?
  33. Кто скрывается под термином «арбитражный управляющий»?
  34. В чем смысл «саморегулируемой организации арбитражных управляющих?
  35. Для чего служит «орган по контролю (надзору)»?
  36. Что такое «наблюдение» при банкротстве?
  37. Для чего существует «временный управляющий»
  38. В чем задача процедуры «финансового оздоровления»?
  39. Какова задача «административного управляющего»?
  40. Что такое «внешнее управление» и «внешний управляющий»?
  41. Что такое «конкурсное производство» и «конкурсный управляющий»?
  42. Что дает «мораторий» кандидату на признание банкротом?
  43. В чем смысл понятия «вред, причиненный имущественным правам кредиторов»?
  44. Что значит «недостаточность имущества»?
  45. Что подразумевается под «мировым соглашением»?
  46. Права и обязанности административного управляющего в процедуре несостоятельности
  47. Утверждение административного управляющего
  48. Права арбитражного управляющего в стадии финансового оздоровления
  49. Обязанности административного управляющего
  50. Ответственность арбитражного управляющего в стадии финансового оздоровления
  51. План действий административного управляющего
  52. Вознаграждение управляющего
  53. Расходы арбитражного управляющего в стадии финансового оздоровления
  54. Отчет административного управленца
  55. Обжалование действий административного управляющего

Стадия внешнего управления в процедуре несостоятельности предприятия

Последствия перехода полномочий по управлению должником к арбитражному управляющему: руководитель и представитель должника

Когда юридическое лицо признается финансово несостоятельным, совсем не обязательно, что его ликвидируют. К организации-должнику могут быть применены реабилитационные процедуры в виде внешнего управления при банкротстве. Его цель заключается в восстановлении платежеспособности банкрота и полный расчет с кредиторами по имеющимся долговым обязательствам.

Когда вводится внешнее управление при банкротстве юридического лица?

На стадии внешнего управления все полномочия полностью переходят ко внешнему управляющему.

Управление вводится решением арбитражного суда, если собрание кредиторов или сам должник обращался с заявлением в судебную инстанцию. Обоснованием введения внешнего управления является потенциальная возможность предприятия восстановить свое финансовое положение.

Введение этой процедуры для кредиторов имеет преимущества. У кредитующих лиц появляется больше шансов вернуть свои финансовые средства, так как при начале стадии конкурсного производства и реализации имущества на аукционе, полученных денег может не хватить на полное погашение всей задолженности.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

+7 (812) 426-14-07 (доб. 515) (Санкт-Петербург)

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Это быстро и БЕСПЛАТНО!

Как проводится внешнее управление?

Этап банкротства юридического лица, получивший название «внешнее управление», начинается с передачи всех полномочий руководителя новому арбитражному управляющему.

Внешний управляющий принимает всю документацию от должника и приступает к руководству предприятием.

 Арбитражный управлене вправе отменить принятые раньше меры по возобновлению долговых выплат и полностью изменить стратегию производства.

Внешнее управление не является обязательной стадией банкротства. Реабилитационные мероприятия проводятся только при условии обоснования их целесообразности. Если новое руководство не восстановит платежеспособный статус организации, то после стадии внешнего управления компания сразу вступает в заключительный этап банкротства — конкурсное производство, когда имущество юридического лица распродается на аукционах. Деньги, вырученные с реализации активов, идут на погашение долговых обязательств компании.

Пока должник находится под внешний управлением, вводится мораторий на долговые выплаты. Так компания сможет улучшить свои финансовые дела и вести деятельность без постоянного давления со стороны кредиторов.

План проведения

В обязанности внешнего управляющего входит составление плана работы, который утверждает арбитражный суд. План действий управляющий обязан разработать не позже чем через один месяц после вступления в должность.

План управления внешнего управления должен предусматривать ряд мероприятий по восстановлению платежеспособности компании-должника, а также порядок реализации указанных мер.

Документ также предусматривает размеры расходов на проведение необходимых процедур для возврата организации к нормальной деятельности.

Платежеспособность должника считается восстановленной, если отсутствуют признаки банкротства юридического лица, регламентированные законодательством.

План внешнего управления при банкротстве в обязательном порядке должен:

  • предусматривать временной период, когда организация восстановит платежеспособность;
  • иметь обоснование возможности восстановления платежеспособности компании в оговоренный срок;
  • соответствовать установленным законодательствам требованиям.

Управляющий по требованию собрания кредиторов обязан отчитываться о реализации утвержденного плана и общей финансовой ситуации должника.

Внешний управляющий в процедуре несостоятельности

Внешний управляющий назначается решением арбитражного суда. У него достаточно обширный перечень полномочий. Он имеет право распоряжаться всей имеющейся у компании-должника собственностью. Сами учредители и руководитель не могут принимать решения или влиять на действия внешнего управляющего.

Это лицо выполняет функции руководителя компании, проводит, согласно утвержденному плану, необходимые реабилитационные мероприятия для восстановления нормальной деятельности и платежеспособности организации.

Также в обязанности внешнего управляющего входит разработка мер по взысканию задолженности с дебиторов, открытия реестра требований кредиторов и ряд других мероприятий.

Срок процедуры внешнего управления при банкротстве юридического лица

Внешнее управление не может длиться бесконечно. Его максимальный срок не должен превышать полгода. Однако при определенных условиях период может продлеваться до полутора лет.

Для некоторых организаций предусмотрены более широкие временные рамки. Это градообразующие предприятия, при ликвидации которых возникают негативные социально-экономические последствия для региона. Срок управления такими предприятиями может продлеваться вплоть до 2,5 лет при наличии заявления от органов местного самоуправления.

Помимо градообразующий предприятий, рассчитывать на продление срока внешнего управления могут фермерские хозяйства. Судебной инстанцией устанавливается отдельный временной отрезок, на протяжении которого может быть выращен и собран очередной урожай.

К общему сроку в 18месяцев добавляется еще один год в исключительных случаях, когда на работу организации-должникаповлияли стихийные бедствия.

Права и обязанности участников

Участниками процедуры банкротства стадии внешнее управление считаются: компания-должник, временный управляющий, кредиторы, государственные учреждения.

Должник вправе принимать решения:

  • о ходатайстве к кредиторам о продаже предприятия должника;
  • об избрании представителя должника;
  • о замещении активов должника;
  • о заключении договоренности с третьими лицами для подписания договоров о предоставлении средств для исполнения долговых обязательств.

Временный управляющий осуществляет полное руководство компанией-должником, проводит инвентаризацию, составляет план мероприятий по восстановлению платежеспособности организации, отчитывается о своих действиях перед кредиторами и судебной инстанцией.

Кредиторы вправе:

  • принимать непосредственное участие в процедуре банкротства;
  • организовывать общие собрания, где обсуждать вопросы о хозяйственной деятельности должника;
  • направлять обращение в суд для открытия конкурсного производства;
  • формировать требования, которым должен отвечать управляющий;
  • одобрять план, представленный управляющим, вносить в него изменения и дополнения.

Государственные учреждения могут иметь требования по оплате налогов, взносов или сборов. Это ИФНС, трудовая инспекция, таможенная служба, ФСС, пенсионный фонд. Эти уполномоченные органы не признаются кредиторами, однако их требования должны удовлетворятся одними из первых.

Отличие внешнего управления от стадии финансового оздоровления

Финансовое оздоровление и внешнее управление — это две реабилитационные стадии процедуры банкротства. Они вводятся в отношении должника и преследуют главную цель — сохранить компанию в качестве рыночного субъекта. Обе процедуры предоставляют льготные условия по ведению деятельности и вводятся по решению суда либо первого собрания кредиторов.

Между стадиями внешнего управления и финансового оздоровления есть отличия и по методам, принимаемым для восстановления работы должника. Финансовое оздоровление в общем смысле является рассрочкой для погашения кредиторской задолженности под определенные гарантии. При внешнем управлении применяется комплекс мер по изменению стратегии ведения юридического лица.

Последствия процедуры внешнего управления при банкротстве юридического лица

После введения внешнего управления о отношении юридического лица полностью прекращаются полномочия руководства компании-должника.

Все дела переходят ко временному управляющему, назначаемому судом.

Он вправе издать приказ об увольнении руководителя компании либо предложить ему переход на другую работу на условиях и в порядке, предусмотренном российским законодательством.

Кроме этого, последствиями перехода должника на эту стадию можно назвать:

  • прекращение полномочий органов управления организации и собственников имущества компании;
  • отмена принятых ранее мер по обеспечению требований кредиторов;
  • введение запрета на удовлетворение требований по долговым обязательствам и уплате обязательных платежей, кроме случаев установленных законодательством.

Если результаты реабилитации оказались положительными и привели к восстановлению платежеспособности должника, то компания переходит к расчетам с кредиторам и удовлетворяет их финансовые требования.

В противном случае на собрании кредиторов принимается решение о необходимости продления срока внешнего управления либо ввода арбитражным судом других мер, направленных на удовлетворение требований кредиторов.

К примеру, в рамках процедуры банкротства судом может быть инициировано конкурсное производство для реализации имущества должника.

Внешнее управление как процедура банкротства: характеристика, цель и последствия ее введения :

Последствия перехода полномочий по управлению должником к арбитражному управляющему: руководитель и представитель должника

Признание несостоятельности, или банкротство юридического лица, – сложный и трудоемкий процесс. Не менее сложная процедура банкротства — внешнее управление. Внешний управляющий является ответственным лицом при ее проведении. В чем смысл этого этапа банкротства, на какой период он может быть введен?

Кратко о банкротстве

Несостоятельность, или, другими словами, банкротство, – это признаваемый арбитражным судом статус должника, который освобождает его от уплаты денежных обязательств перед кредиторами в связи с неспособностью удовлетворить их в полном объеме. Согласно федеральному закону, банкротство можно признать, если обязательства перед кредиторами не выполнялись в 90-дневный период с того момента, как они должны были быть исполнены. Банкротство юридического лица включает в себя 5 процедур:

  • Наблюдение (анализируются финансовые возможности, имущество сохраняется за должником).
  • Финансовое оздоровление (составляется график погашения долга).
  • Внешнее управление (об этом этапе более подробно поговорим ниже).
  • Конкурсное производство (продажа имущественных объектов должника, применяется к банкротам, чтобы соразмерно удовлетворить требования кредитных организаций).
  • Мировое соглашение (может быть заключено на любом этапе процесса).

Внешнее управление: определение понятия

Внешнее управление — процедура банкротства, применяемая должнику, которая вводится параллельно с финансовым оздоровлением организации. Эта процедура носит реабилитационный характер и позволяет предотвратить запуск конкурсного производства, которое, в свою очередь, направлено на ликвидацию предприятия, а не на возвращение фирмы в экономически стабильное состояние.

Внешнее управление как процедура банкротства вводится, если на то имеется решение арбитражного суда, принимаемое по согласованию с кредиторами и по итогам предыдущего этапа банкротства – наблюдения.

Период внедрения мероприятий на данном этапе составляет не более 18 месяцев. В исключительных случаях срок может быть продлен еще на полгода.

Таким образом, срок мероприятий внешнего управления может составлять не более двух лет.

Одно из важнейших отличий данной процедуры – отстранение от управления действующего руководства предприятия. Полномочия по управлению организацией передаются внешнему управляющему.

По сути, управляющий является здесь ключевой фигурой и играет роль генерального директора, также он может распоряжаться по своему усмотрению активами предприятия. Однако действующее руководство только частично лишается своих полномочий.

Некоторые функции технического характера сохраняются.

Внешнее управление как процедура банкротства: кратко о задачах

Этап процедуры банкротства под названием «внешнее управление» начинает реализовываться после передачи прав руководителя организации.

Выбор управляющего и решение о необходимости процедуры принимается на общем собрании кредиторов, а затем утверждается в суде.

Чтобы оно было принято, суд должен убедиться в том, что восстановить платежеспособность предприятия-банкрота вполне реально. Для этого необходимо представить соответствующие доказательства.

Цель внешнего управления при процедуре банкротства заключается в восстановлении платежеспособности и нормальной работы организации, а также последующем признании состоятельности. Еще одна важная задача – удовлетворение требований всех кредиторов.

Внешнее управление как процедура банкротства и последствия ее введения

Как и любой процесс, исполнение которого контролируется судом, внешнее управление имеет следующие последствия:

  • Руководитель организации практически полностью лишается контроля над ней, за исключением полномочий технического характера.
  • Органы управления предприятия прекращают осуществление своей деятельности, поскольку власть переходит к внешнему управляющему.
  • Мероприятия, направленные на удовлетворение запросов всех кредиторов и предпринимавшиеся до запуска данной процедуры, аннулируются и признаются недействительными.
  • Имущество организации не может быть арестовано, и на него не могут быть наложены ограничения, поскольку эти мероприятия проходят уже после признания в суде несостоятельности предприятия.
  • На требования всех кредиторов, касающиеся финансовых обязательств, устанавливают мораторий.

Мораторий не может быть установлен на те требования кредиторов, которые возникли уже после рассмотрения искового заявления арбитражным судом и признания банкротства компании. Более того, имеются такие исключения, как выплата заработной платы и вознаграждений работникам, алименты.

Обязанности внешнего управляющего

характеристика внешнего управления как процедуры банкротства заключается в прекращении полномочий действующего руководства предприятия. При этом внешний управляющий имеет широкий спектр обязанностей, в которые входит распоряжение объектами имущества должника.

Действующие органы управления предприятия лишены права принимать самостоятельные решения без согласования с внешним управляющим или оказывать влияние на принятие им решений.

Также управляющий выполняет все функции управления организацией, контролирует процессы инвентаризации и распоряжения имуществом, ведет бухгалтерский, финансовый, статистический учет и отчетность, реестр кредиторских требований, принимает меры по взысканию дебиторской задолженности.

Более того, он занимается проведением оздоровительных мероприятий, направленных на восстановление платежеспособности и осуществляемых в ходе ведения хозяйственной деятельности. С этой целью составляют план управления.

Права внешнего управляющего

Итак, цель внешнего управления при процедуре банкротства заключается в финансовом оздоровлении предприятия. Внешний управляющий имеет права:

  • На осуществление хозяйственной деятельности.
  • Распоряжением имуществом.
  • Заключение мирового соглашения от имени банкрота.
  • Заявление об отказе от исполнения обязательств по договорам предприятия.
  • Требование признания недействительности сделок, проведенных до процедуры внешнего управления.

План работы внешнего управляющего

Внешнее управление как процедура банкротства предполагает внедрение плана работ, который составляется в течение месяца. Внешний управляющий должен отразить в плане следующие моменты:

  • Порядок и условия реализации мероприятий, направленных на восстановление состоятельности предприятия.
  • Финансирование.
  • Планируемые ожидаемые расходы организации.
  • Срок, в течение которого запланировано восстановить платежеспособность.
  • Аргументирование выбранного периода восстановления.
  • Разделение полномочий комитетов и кредиторов.

Исполнение плана контролируется кредиторами, его необходимо четко соблюдать.

Какие меры могут быть приняты управляющим?

Внешнее управление как процедура банкротства предполагает применение к должнику следующих мер:

  • Изменение характера производственной деятельности.
  • Завершение работы подразделений и филиалов предприятия, которые признаны убыточными.
  • Взыскание дебиторской задолженности.
  • Реализация имущественных объектов организации.
  • Пополнение уставного фонда средствами от третьих лиц и учредителей.
  • Замещение активов и прочие мероприятия в рамках законодательства.

Меры могут приниматься как отдельно, так и в комплексе.

Оздоровительные мероприятия: особенности проведения

Внешнее управление как процедура банкротства имеет особенности осуществления оздоровительных мероприятий:

  • Период уведомления руководителя организации о внедрении внешнего управления составляет 1 день.
  • О процедуре уведомляются учредители.
  • В 10-дневный период с момента запуска процедуры направляют заявку на публикацию этой информации.
  • Управляющий получает распоряжение по передаче ему всей документации.
  • Документы передаются в течение 3 дней после вступления в должность управляющего.
  • Собрание кредиторов первый раз назначается в течение 31 дня после начала процедуры.
  • Об оздоровительных мероприятиях информируется ФССП, ФНС, банки.
  • В органы контроля направляются соответствующие запросы.
  • Организуется общее собрание всех работников предприятия.
  • К работе организации привлекается бухгалтер и аудитор.
  • Организуется инвентаризация.
  • Производится анализ финансового положения предприятия.
  • Имущество третьих лиц возвращается им.
  • Составляется и рассматривается перечень требований кредиторов.
  • Организуется собрание кредиторов.
  • Составляется промежуточный и итоговый отчет и оглашается на собрании кредиторов.
  • В арбитражный суд предоставляют план.
  • Реализуются имущественные объекты.

Завершающий этап

На завершающем этапе внешнего управления проводятся следующие мероприятия:

  • выплачивается задолженность, о чем уведомляется и руководство, и кредиторы;
  • производятся расчетные операции;
  • прекращается исполнение обязанностей управляющего;
  • составляется протокол по ликвидации.

Если всевозможные попытки вернуть предприятие в экономически стабильное состояние предприняты, управляющий составляет отчет о проделанной работе.

Результат процедуры

Внешнее управление как процедура банкротства, как показывает судебная практика, не всегда имеет хорошие результаты. Причиной тому служит невысокий уровень профессионализма внешнего управляющего. Все потому, что он является третьим лицом и не имеет необходимых навыков для использования законных мер по решению проблем организации.

Более того, на деятельность внешнего управляющего весьма значительно могут оказывать влияние внешние факторы – прямого (вступление в силу изменений в действующих законодательных актах, конкуренция, система налогообложения) и косвенного (политическая ситуация в стране, изменение тенденций международных отношений, стремительная инфляция, природные катаклизмы) характера. Нередко причиной низкой эффективности внешнего управления является желание кредиторов установить финансовый контроль над должником, разорить его, истребовать его движимое и недвижимое имущество.

Внешнее управление как процедура банкротства вводится с целью восстановления платежеспособности организации-должника. В ее ходе принимает непосредственное участие управляющий, который наделяется практически всеми полномочиями руководителя.

Основная характеристика внешнего управления как процедуры банкротства заключается в том, что происходит не только взаимодействие с должниками, но и реорганизуется деятельность самого предприятия.

Когда восстановить платежеспособность удалось, управляющий выполняет свои обязанности до прихода нового руководства. В противном случае объявляется начало конкурсного производства.

Основные термины банкротства — Стороженко и Партнеры

Последствия перехода полномочий по управлению должником к арбитражному управляющему: руководитель и представитель должника
Назад к полезной информации

Со стороны кажется, что представители различных профессий, будь то врачи, программисты, риелторы, архитекторы и т. д., говорят на каком-то «марсианском» языке, понять который способны лишь они сами. А все потому, что в своей профессиональной речи они используют особые обороты, понятия и термины, характерные именно для их рода деятельности.

Юристы – не исключение. Зачастую неподготовленному слушателю вообще непонятно, о чем они говорят. Их профессиональная речь изобилует всевозможными юридическими премудростями, взятыми из различных государственных законов и прочих предписаний, изложенных сухим и беспристрастным канцелярским языком.

Сегодня мы попробуем разобраться в ключевых терминах, а также понятиях, используемых в теме «банкротство», переведя на «русский язык» основы Федерального Закона «О банкротстве» и все то, что чаще всего обсуждают профессиональные юристы в масштабах данной области юридической деятельности.

Согласно законодательной формуле, банкротством считается «финансовая несостоятельность» либо невозможность должника рассчитаться по обязательным платежам и/или удовлетворить требования кредиторов по своим текущим денежным обязательствам. Важным требованием официального присвоения «звания» банкрота служит фиксация данного факта в арбитражном суде.

В переводе на нормальный «русский язык» это звучит примерно так: предприятие либо гражданин признаются банкротом лишь тогда, когда суд вынесет решение об их неспособности расплатиться с долгами.

Кого можно официально назвать «должником»?

Юристы, специализирующиеся в области банкротства, называют должником гражданина (физическое лицо) или предприятие (юридическое лицо), обнаруживающее неспособность рассчитаться со всеми кредиторами и/или произвести расчеты по всем необходимым обязательным платежам (они включают в себя налоги, штрафы и т. п.) в сроки, обговоренные в текущем законодательстве.

В чем суть «денежных обязательств»?

Денежным обязательством именуется необходимость выплаты должником некой суммы денег в счет его кредиторов согласно существующим гражданско-правовым сделкам и/или по прочим основаниям, сформулированным в законодательстве РФ.

Какие платежи принято считать «обязательными »?

Обязательными признаются такие платежи, как налоги, взносы и прочие платежи, идущие в бюджет РФ и/или какие-то остальные фонды (в том числе небюджетные), а кроме того, штрафы и все аналогичные платежи, идущие в административном или уголовном порядке.

Кто называется «руководителем должника»?

Руководителем должника могут считаться:— единоличный исполнительный орган предприятия (юрлица)— руководитель коллегиального исполнительного органа

— прочие лица, действующие от лица предприятия при отсутствии доверенности

Выражаясь простым языком, руководитель должника – это директор компании, применительно к которой ведется процесс признания финансовой несостоятельности.

Какова роль «представителя работников должника»?

Представитель работников должника выбирается сотрудниками компании-банкрота на специальном собрании и представляет по закону их интересы в процессе установления банкротства.

Что такое «санация»?

Все меры, которые предпринимает владелец имущества предприятия (юридического лица), преследуя цель предотвратить банкротство и/или восстановить уже в ходе банкротства прежнюю платежеспособность должника, определяют термином «санация».

Кто скрывается за понятиями «кредитор» и «конкурсный кредитор»?

Кредиторы – это все граждане и/или юридические лица, с кем должник скреплен денежными обязательствами. Дополнение «конкурсный» применительно абсолютно ко всем кредиторам, кроме работников должника и сотрудников налоговой инспекции.

Что представляет собой «уполномоченный орган»?

Уполномоченными органами считаются так называемые УФНС (как варианты – ИФНС и ФНС). Это федеральные органы исполнительной власти, имеющие право требовать с должника просроченные им обязательные выплаты, а также накладывать на него прочие денежные обязательства в рамках существующего дел о банкротстве. В народе такой орган для простоты именуется «упор».

Что регулирует «регулирующий орган»?

Регулирующий орган создается Правительством России и наделяется полномочиями в области установления правовых норм проведения процедуры признания финансовой несостоятельности и сопутствующих ей процедур.

Каковы функции «представителя собрания кредиторов»?

Представитель собрания кредиторов выбирается на специальном кредиторском собрании с целью его последующего выступления в арбитражном процессе, представляя интересы всего собрания кредиторов.

Кто скрывается под термином «арбитражный управляющий»?

Арбитражный управляющий – это лицо, проводящее процедуру признания финансовой несостоятельности должника. Он назначается (или выбирается самим должником) из членов саморегулируемой организации (СРО) арбитражных управляющих.

В чем смысл «саморегулируемой организации арбитражных управляющих?

СРО арбитражных управляющих – это отдельная некоммерческая организация, в основе которой лежит членство арбитражных управляющих. Ключевая цель ее работы – регулировка и поддержание оптимального функционирования профессиональной деятельности входящих в нее мастеров арбитражного управления. Это своеобразный «профсоюз», созданный в помощь арбитражным управляющим.

Для чего служит «орган по контролю (надзору)»?

Если у должника, кредиторов и прочих лиц, принимающих участие в процедуре признания должника банкротом, формируются претензии к работе арбитражного управляющего, то они могут подать на него жалобу в специальный федеральный орган по контролю (надзору) за работой СРО арбитражных управляющих.

Что такое «наблюдение» при банкротстве?

Наблюдение – это пока не само банкротство, а лишь некий набор действий, благодаря которым устанавливается судьба должника. Наблюдение обычно подразумевает анализ финансового состояния предприятия, формирование перечня кредиторов и проведение их первого собрания.

Для чего существует «временный управляющий»

Временный управляющий – это тот же арбитражный управляющий, с той лишь разницей, что его назначают в арбитражном суде для грамотной реализации процедуры наблюдения.

В чем задача процедуры «финансового оздоровления»?

Финансовое оздоровление в отношении лица, претендующего на банкротство, служит для того, чтобы восстановить его способность расплатиться с кредиторами и получить возможность погашения всех задолженностей согласно заранее составленному графику.

Какова задача «административного управляющего»?

Административный управляющий имеет функции, сходные с теми, что выполняет арбитражный управляющий, и таким же образом получает свои полномочия в арбитражном суде, однако специфика его работы в том, чтобы проводить процедуру финансового оздоровления.

Что такое «внешнее управление» и «внешний управляющий»?

Под внешним управлением подразумевается то, что над неплатежеспособным предприятием берется своего рода внешнее «шефство», чтобы восстановить его способность платить по счетам. Специально назначить внешнего управляющего для реализации данной процедуры также должен арбитраж.

Что такое «конкурсное производство» и «конкурсный управляющий»?

Конкурсное производство применяют к должнику с целью соразмерно удовлетворить каждого из его кредиторов по части их финансовых требований. Нетрудно догадаться, что руководит этим важным процессом конкурсный управляющий.

Что дает «мораторий» кандидату на признание банкротом?

Когда юристы ведут речь о том, что по отношению к тому, кто имеет задолженность, действует мораторий, это подразумевает, что ему все еще необходимо расплатиться по своим денежным обязательствам, но исполнение уплаты долгов отсрочено.

В чем смысл понятия «вред, причиненный имущественным правам кредиторов»?

Если обстоятельства банкротства складываются так, что кредиторы целиком или отчасти теряют шанс вернуть причитающиеся им денежные средства сполна после того, как имущество должника будет продано на конкурсных торгах, принято говорить о «вреде, причиненном имущественным правам кредиторов».

Что значит «недостаточность имущества»?

Понятие «недостаточность имущества» вводится в обиход в ситуациях, когда конечный размер задолженностей и всех прочих обязательных платежей оказывается больше, нежели сумма, которую предполагается выручить с продажи всех существующих активов (то есть, имущества) должника.

Что подразумевается под «мировым соглашением»?

И, наконец, мировое соглашение – это та процедура, которая способствует закрытию производства по делу о признании финансовой несостоятельности должника.

Она одинаково любима как кандидатами на банкротство и профессионалами арбитражного управления, так и самими кредиторами.

Действительно: пойти должнику на уступки, смягчив свои финансовые требования, а то и вовсе отказавшись от них – это ли не верх благородства современного бизнесмена?

Запишитесь на консультацию

Это абсолютно бесплатно.

Мы встретимся с вами, обсудим ситуацию 
и наметим план действий.

Права и обязанности административного управляющего в процедуре несостоятельности

Последствия перехода полномочий по управлению должником к арбитражному управляющему: руководитель и представитель должника

Арбитражный управляющий – это интегрирующее понятие, которое объединяет всех профессионалов в сфере антикризисного управления, привлекаемых в ходе банкротства. В зависимости от стадии, которая вводится по отношению к должнику, суд назначает временного, конкурсного, внешнего или административного управляющего.

Административный управляющий назначается в случае, если по отношению к компании введена процедура финансового оздоровления, внешний управляющий – стадии внешнего управления, конкурсный управленец – этап конкурсного производства.

Стоит отметить, что несмотря на разные названия, все указанные полномочия может выполнять одно лицо.

Но это возможно, если его профессиональный уровень и опыт работы позволяет исполнять обязанности на разных этапах банкротства юридического лица.

Административный управляющий должен придерживаться определенных правил и не выходить за зоны ответственности, возложенные на него ФЗ-127. Порядок его утверждения и работы содержатся в 45 ст. российского законодательства о банкротстве.

Особенности работы административного управляющего определяются спецификой этапа финансового оздоровления. Указанный этап по сути представляет собой реструктуризацию задолженности перед кредиторами на срок до двух лет. Но он далеко не всегда вводится на предприятии, иногда кредиторы ходатайствуют о незамедлительном переходе к конкурсному производству.

На стадии финансового оздоровления от арбитражного управляющего требуются по большей части контролирующие функции в отношении руководства юридического лица.

Тогда как на этапе внешнего управления он полностью берет в свои руки руководство бизнесом с учетом того, что менеджмент должника отстраняется от дел.

Конкурсный управляющий и вовсе вправе свободно распоряжаться имуществом должника, проводить его инвентаризацию и продажу на торгах.

Утверждение административного управляющего

Административный управляющий назначается решением Арбитражного суда из числа СРО, указанной кредиторами или непосредственно должником в качестве рекомендуемой. Его полномочия действуют начиная с даты введения стадии финансового оздоровления вплоть до отстранения или освобождения по решению суда.

Кандидатура арбитражного управленца утверждается с учетом отсутствия личной заинтересованности в исходе дела, опыта работы и профессиональной компетенции.

Полномочия административного управляющего при банкротстве предприятия могут длиться не более двух лет, т.е. максимального срока стадии финансового оздоровления. Он может оставаться на своей должности вплоть до утверждения стадии внешнего управления или объявления юридического лица банкротом и введения в его отношении конкурсного производства.

Возможна ситуация, что должник-юрлицо в ходе финансового оздоровления сможет досрочно рассчитаться по своим обязательствам перед кредиторами, тогда процесс банкротства юридического лица прекращается. Соответственно, в дальнейшей работе управляющего более никто не нуждается.

Административный управляющий может быть отстранен досрочно:

  • по собственному желанию (заявлению, поданному в суд);
  • ходатайству СРО, членом которой он является (если он был дисквалифицирован или исключен из организации);
  • в иных случаях.

Арбитражного управляющего в ходе финансового оздоровления также могут отстранить от работы по жалобе, поступившей от собрания кредиторов или непосредственно должника, на бездействие или ненадлежащее исполнение им своих обязанностей, а также если он нарушил условия членства в СРО.

Утверждение, назначение и отстранение административного управленца находятся в компетенции арбитражного суда.

Права арбитражного управляющего в стадии финансового оздоровления

Спектр прав административного управляющего закреплен 127-ФЗ. Он включает в свой состав:

  1. Возможность запроса от руководителя компании сведений о текущем экономическом положении и соответствующей документации.
  2. Приятие непосредственного участия в процедуре инвентаризации, если она проводится по инициативе юрлица на данном этапе.
  3. Участвовать в согласовании сделок и принимаемых решений должником, при необходимости передавать нужные сведения кредиторам.
  4. Проводить переговоры с кредиторами от лица должника.
  5. Ходатайствовать об отстранении топ-менеджмента предприятия перед судом; принятии дополнительных мер по сохранению активов и имущества (при наличии оснований полагать, что юрлицо постарается продать/спрятать принадлежащее ему имущество); об отмене незаконных и притворных сделок юрлица за последнее время.
  6. Осуществлять иные полномочия, возложенные на него 127-ФЗ.

Обязанности административного управляющего

Помимо прав, административный управляющий наделен рядом обязанностей:

  1. Ведение кредиторского реестра.
  2. Созыв кредиторских собраний.
  3. Участие в разработке графика погашения задолженности или плана оздоровления; утверждение плана, предложенного юридическим лицом.
  4. Отчетность перед кредиторами о ходе выполнения плана финансового оздоровления.
  5. Контроль за своевременным перечислением денег в счет погашения задолженности перед кредиторами.
  6. Контроль за текущими расходными операциями предприятия и процесса оказания ему финансовой помощи.
  7. При отклонении плательщика от графика требовать от лиц, предоставивших обеспечение, исполнение их обязанностей как поручителей или гарантов.

Ответственность арбитражного управляющего в стадии финансового оздоровления

В случае неудовлетворительных результатов работы административного управляющего, которая в конечном итоге привела к убыткам кредиторов, ему грозят следующие меры ответственности:

  1. Отстранение от работы по ходатайству кредиторского собрания.
  2. Исключение из СРО при ненадлежащем исполнении своего функционала или нарушения свода правил организации.
  3. Возмещение убытков от действий или бездействия: например, при неиспользовании всех возможностей по возврату дебиторской задолженности или аннулированию фиктивных сделок и пр.
  4. Применение иных видов ответственности, вплоть до административного или уголовного наказания при причинении убытков в крупных размерах.

Ответственность административного управленца при банкротстве предприятия подлежит обязательному страхованию гражданской ответственности. Размер покрытия страховкой составляет не менее 1 млн.р.

План действий административного управляющего

В своей работе административный управляющий руководствуется такими важными документами, как план финансового оздоровления и график реструктуризации задолженности. В указанных документах содержится следующая информация:

  1. Общая характеристика банкротящегося предприятия.
  2. Срок действия плана, размер задолженности, величина субсидий от государства и банковских гарантий (если имеются).
  3. Каких результатов планируется добиться.
  4. Обзор финансовой ситуации в компании: чистая стоимость, норма рентабельности, срок окупаемости, причины временной неплатежеспособности и пр.
  5. Перечень мероприятий по восстановлению платежного баланса.
  6. Оценка необходимости привлечения заемных средств.
  7. Обоснование маркетинговых стратегий и плана продаж.
  8. Финансовый план.
  9. График погашения задолженности с конкретными датами и суммами в разбивке по кредиторам.

Административный управленец и кредиторское собрание должны контролировать исполнение данного плана и при необходимости могут ходатайствовать об отстранении руководства юридического лица от управления компанией.

Вознаграждение управляющего

Административный управляющий получает за свою работу вознаграждение, состоящее из фиксированной части и переменной. Первая часть составляет 15000 р. ежемесячно и выплачивается из прибыли, полученной юрлицом в ходе процедуры.

Административный управляющий получает вознаграждение исходя из балансовой стоимости активов предприятия. Именно от этого во многом зависит уровень сложности его работы в процессе банкротства.

Сумма бонусного вознаграждения будет составлять:

  • 4% при стоимости балансовых активов в пределах 250 тыс.р.;
  • 9000р.+1% от суммы свыше 250 тыс.р. – от 250 до 1 млн.р.;
  • 17500р.+0,5% от суммы сверх млн.р. – от 1 млн. до 3 млн.р.;
  • 27500р.+0,2% от суммы свыше 3 млн.р. – от 3 до 10 млн.р.;
  • 41500р.+0,1% от суммы сверх 10 млн.р. – более 10 млн.р. до 100 млн.р.;
  • 131500 +0,05% от суммы более 100 млн.р. – от 100 до 300 млн.р.;
  • 231500р.+0,01% от суммы более 300 млн.р. – от 300 млн.р. до 1 млрд.р.;
  • 301500р. +0,01% от суммы более 1 млрд.

Кредиторское собрание вправе установить управленцу дополнительное вознаграждение, но выплачиваться оно будет за счет кредиторов, а не самого должника.

Расходы арбитражного управляющего в стадии финансового оздоровления

Расходы административного управляющего на проведение процедуры несостоятельности предприятия должны компенсироваться из средств должника.

В частности, это могут быть затраты на судебные издержки, публикацию сообщений о стадиях банкротной процедуры в СМИ и интернете, привлечение сторонних специалистов для проведения ревизии финансовых показателей, оценки активов или инвентаризации при банкротстве.

Если размер расходов управляющего покажется должнику или кредиторам чрезмерным, приведшим к ухудшению и без того сложного финансового положения у юрлица-должника и уменьшившим шансы на погашение обязательств перед кредиторами, то участники процедуры могут обжаловать их. Тогда арбитражному управляющему придется погашать часть понесенных затрат из своего кармана.

Отчет административного управленца

По завершении своей работы административный управляющий обязан представить кредиторскому собранию и суду план финансового оздоровления. Он должен содержать детальную информацию о результатах работы по погашению обязательств перед кредиторами. В отчете должна содержаться следующая информация:

  • сведения о выполнении плана оздоровления, соблюдения утвержденного графика, перечня выполненных мероприятий;
  • кредиторский реестр с указанием на размер задолженности, которую удалось закрыть;
  • информация о срыве сроков, зафиксированных графиком погашения долгов;
  • предложения по дальнейшей судьбе должника: введение в отношении него следующей стадии внешнего управления или конкурсного производства/завершение процедуры признания несостоятельности из-за снятия проблемы просроченных долговых обязательств;
  • сведения о результатах требований в пользу гарантов и поручителей должника;
  • сведения обо всех ходатайствах управленца в арбитраж (например, о необходимости аннулирования сделок);
  • прочая информация.

Обжалование действий административного управляющего

Неэффективная работа административного управляющего, злоупотребление им своим положением может заставить участников процесса финансового оздоровления обжаловать его действия в судебном порядке. По результатам ее рассмотрения управленец может быть привлечен к ответственности, отстранен от работы или дисквалифицирован.

Помимо суда, жалоба может быть передана в прокуратуру (при наличии признаков уголовного преступления), в СРО или Росреестр, а также в Налоговую инспекцию.

Добавить комментарий