Публичный сервитут на землю: что это такое, как устанавливается и снимается?

Содержание
  1. Публичный сервитут на земельный участок: что это такое, как устанавливается и снимается
  2. Понятие публичного сервитута и его особенности
  3. Ограничения по сервитуту
  4. Публичный сервитут – это что такое? Порядок установления
  5. Виды обременения
  6. Подробнее о публичном сервитуте
  7. Основания для образования
  8. Принятие решения
  9. Межевание
  10. Договор
  11. Оценка и стоимость
  12. Регистрация
  13. Когда прекращается обременение
  14. Что такое публичный сервитут. Порядок его установления
  15. Законодательное регулирование вопроса
  16. Какие ограничения могут быть наложены
  17. Порядок установления
  18. Срок действия и порядок снятия
  19. Что такое публичный сервитут на земельный участок — Про сад и дом
  20. Публичный сервитут – что это такое
  21. Последовательность установления публичного сервитута
  22. Прекращение публичного сервитута
  23. Возможна ли продажа участка после наложения сервитута
  24. Оплата публичного сервитута
  25. Заключение
  26. Публичный сервитут на земельный участок: границы зон действия, протокол слушаний, установление, кадастровый учет
  27. Что такое публичный сервитут
  28. Границы зон действия
  29. Кадастровый учет
  30. Виды обременений
  31. Процедура оформления
  32. Обращение с заявлением
  33. Рассмотрение заявления
  34. Организация и проведение публичных заседаний
  35. Принятие решения и издания НПА
  36. Процедура регистрации
  37. Особенности
  38. Протокол общественных слушаний
  39. Постановление об установлении обременения

Публичный сервитут на земельный участок: что это такое, как устанавливается и снимается

Публичный сервитут на землю: что это такое, как устанавливается и снимается?

Каждому гражданину России гарантировано право частной собственности. Однако в законодательстве Российской Федерации предусмотрены случаи, когда гражданин или юридическое лицо вправе требовать наложить ограничение на имущество другого гражданина или юридического лица. Это право называется сервитутом. Публичный сервитут — что это такое? На этот вопрос ответим в статье.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.  

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта слева или звоните по телефону +7 (499) 500-96-41. Это быстро и бесплатно!

Понятие публичного сервитута и его особенности

Сервитут — это ограничение, накладываемое на частное имущество лица с целью возможности его использования третьими лицами.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

+7 (812) 426-14-07 (доб. 515) (Санкт-Петербург)

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Это быстро и БЕСПЛАТНО!

Эта область регулируется Гражданским Кодексом РФ, в частности статьями 274—277.

Сервитут бывает двух видов в зависимости от того, кто становится обладателем накладываемого ограничения:

Частный применяется в отношении граждан, физических и юридических лиц для предоставления им доступа к определенным территориям (чаще всего — к соседним земельным участкам).

Публичные сервитуты могут устанавливаться для защиты публичных интересов, то есть в интересах государства, субъектов РФ, органов местного самоуправления и населения в целом. Они накладываются на земельные участки, здания и иные объекты.

Интересное по теме:

Договор сервитута земельного участка: образец и содержание

Как бесплатно сделать межевание земельного участка

Установление публичного сервитута на земельный участок преследует следующие цели:

  • проход или проезд по участку;
  • проведение на участке дренажных работ;
  • доступ к прибрежной линии;
  • выпас животных на участке или прогон животных по его территории;
  • сенокошение на территории участка;
  • охота и рыболовство.

Классифицировать общественные сервитуты можно следующим образом:

  1. По наличию денежной компенсации за наложение ограничений — платный, если компенсация выплачивается, и бесплатный, если наложение ограничений ничем не компенсируется.
  2. По сроку наложения ограничений — срочный, если известна дата окончания обременения, и бессрочный, если такая дата неизвестна.

Порядок установления публичного сервитута на земельный участок включает в себя следующие шаги:

  1. Стороны принимают решение о необходимости оформления ограничения на определенную территорию.
  2. Затем они заключают договор, в котором оговаривают основные условия ограничений: сроки, границы территории, взимание платы и т.д.
  3. Договор проходит процедуру регистрации в Росреестре.
  4. После регистрации договора выдается выписка из ЕГРП (Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество) с указанием обременений, наложенных на объект.

Справка. Если стороны в добровольном порядке не могут договориться об установлении сервитута, сторона, чьи интересы ущемлены, обращается в суд. Обременение будет наложено в принудительном порядке, если данное условие действительно необходимо. С другой стороны, владелец объекта может подать встречный иск, если посчитает, что были нарушены его права и свободы.

Ограничение может быть наложено как на спорный участок целиком, так и на его часть. Границы зон действия публичных сервитутов — это пределы участка, на который распространяется ограничение.

Ограничения по сервитуту

Установление публичного сервитута на земельный участок влечет за собой наложение ряда ограничений.

Важно! Установление обременения не лишает владельца права собственности на объект.

Ограничения применяются только в отношении собственника участка. Обладатель сервитута становится пользователем данной территории без права передачи обременения другому лицу. Если смена пользователя в силу каких-либо причин необходима, то старое соглашение об обременении расторгается и заключается новое.

Однако ограничения сохраняются при смене владельца объекта. При договоре дарения, купли-продажи, обмена и других операций обременение останется закрепленным за участком. Единственное исключение из данного правила — отторжение земельного участка в пользу государства или органов местного самоуправления.

Публичный сервитут – это что такое? Порядок установления

Публичный сервитут на землю: что это такое, как устанавливается и снимается?

Публичный сервитут – это один из видов обременения на земельный участок. Его главная особенность заключается в том, что решение по его наложению принимают государственные власти, но в пользу государства участок не изымается. Рассмотрим подробнее отличительные черты обременений на землю и порядок установления сервитута.

Виды обременения

Согласно ЗК РФ и ст. 23 определено несколько видов обременения: частный и публичный сервитут. Под частным обременением понимается возможность собственника одного земельного надела требовать от собственника другого предоставления права ограниченного использования соседнего участка. Данное право может быть использовано для:

  • строительства прохода или проезда;
  • прокладки линии электропередачи;
  • прокладки водопровода и др.

Публичное обременение производится в интересах общества и власти. Установлен такой сервитут может быть для следующих нужд:

  • для проезда или прохода через земельный надел;
  • для использования земли;
  • для строительства пастбища;
  • для сенокошения;
  • для охоты и рыбалки;
  • для исследовательских работ и др.

Подробнее о публичном сервитуте

Под сервитутом понимают добровольную передачу другому лицу некоторых прав на земельный участок, который находится в распоряжении какого-либо лица. Публичный сервитут – это подвид сервитута, который налагается на землю. Особенностью такого вида обременения является то, что устанавливать его могут исключительно органы власти, но сам участок не забирается в пользу государства.

Получается, что публичный сервитут как понятие объединяет в себе такие характеристики:

  • субъективное право;
  • способ обременения;
  • бессрочное или временное оформление.

К публичным сервитутам в городах не относится территория, которая используется для общественных нужд:

  • линия электропередачи;
  • опоры под линии электропередач;
  • газовые трубы, подведенные к участкам;
  • водопровод;
  • канализация.

В том числе под линиями электропередач недопустимо строительство домов, возведение насаждений, а в местах, где проложены трубы, нельзя углубляться до метража проложенных коммуникаций.

Основания для образования

Публичный сервитут устанавливается для использования гражданами на следующих основаниях:

  • Подписание документа о соглашении сторон (непосредственно собственника земли и другого лица или лиц).
  • Вынесение судебного постановления (необходимо в том случае, если публичное обременение неизбежно, и его необходимость очевидна, а собственник надела на уступки не идет).
  • Есть завещание.

Когда составляется договор, одной из сторон может быть как один человек, так и несколько лиц. Кроме того, это может быть не только физлицо или юрлицо, стороной может выступить государство или муниципалитет.

Как бы то ни было, соглашение должно быть заключено в письменном виде и заверено подписями. Данный договор необходимо зарегистрировать, а далее провести межевание земель, чтобы в дальнейшем не возникало путаницы с границами территорий.

В дополнение ко всему можно оценить собственность, попадающую под публичный земельный сервитут.

Публичный сервитут устанавливается путем прохождения нескольких последовательных этапов. Начинается все с подачи заявления с соответствующим требованием. Инициировать данный процесс могут как физическое или юридическое лицо, так и муниципальные или государственные власти.

При написании заявления необходимо указать:

  • наименование объекта, его фактический адрес;
  • цель наложения обременения;
  • срок наложения публичного сервитута;
  • полные данные о собственнике земельного надела и совладельцах, если таковые имеются;
  • информацию о лице (лицах), для которого устанавливается обременение.

Если заявление подается органом местного самоуправления, то обращаться для его написания нужно в администрацию муниципалитета.

Если заявителем является другой субъект, то обращаться надо в территориальный орган по земельным вопросам.

Так как сервитут является обременением земельного надела и его владельца, то необходимо составление индивидуального нормативного акта. Таким образом, публичный сервитут устанавливается нормативно-правовым актом.

Принятие решения

После того как заявление подано, оно будет рассматриваться в установленные сроки. Все будет зависеть от того, кем является субъект, и в каком регионе происходит данный процесс. В каждом регионе составляются свои территориальные акты с индивидуальными требованиями и правилами. Единственное исключение – населенные пункты федерального значения.

Заявление рассматривается на специальном слушании, после которого выносят решение. Законодательно не установлена регламентированная форма таких собраний, поэтому данное слушание может быть приравнено к гражданскому собранию.

Проведенное собрание обязательно протоколируется. В документе указываются повестка дня, вынесенное решение, количество собравшихся.

Хотя ЗК РФ не обязует собирать такого рода слушания, но на них проще принять решение, а также в дальнейшем есть на что ссылаться, если возникнут спорные вопросы.

Установление публичного сервитута фиксируется путем составления договора или нормативного акта, где обязательно должна быть указана информация об объекте: кадастровый номер, месторасположение, общая площадь и т.д. Работать сервитут начнет после госрегистрации, для которой необходимо собрать следующие документы:

  • заявление о регистрации обременения;
  • квитанция об уплате госпошлины;
  • нормативный акт или соглашение об обременении;
  • документ, удостоверяющий личность заявителя или документы доверенного лица;
  • план земельного надела, на который будет наложен сервитут.

Межевание

Публичный сервитут – это такой вид обременения, который в обязательном порядке должен быть отражен в кадастровом плане. Чтобы данные сведения были отражены, нужно провести межевание земель. Другими словами, следует установить границы сервитута на земельный надел.

А какие границы обременения нужно отображать при межевании – планируемые или уже установленные? Если земельный надел зарегистрирован и поставлен на кадастровый учет, то следует дождаться нормативного акта от госорганов о констатации сервитута и далее можно проводить межевание. Если же земельный надел не был зарегистрирован, то придется проводить двойную работу.

Сначала межевание при оформлении надела, а затем межевание при установлении обременения.

Возникает вполне логичный вопрос: можно ли сделать все за один раз, если владелец земли знает, где именно будет расположен сервитут? С одной стороны, проект установления границ земельных участков нельзя назвать основным и правообразующим.

Он либо формирует, учитывая требования, предложения по границам земельного надела, либо фиксирует состояние уже имеющегося надела. Но тогда в плане межевания земель должны быть отражены публично-правовые сервитуты (то есть по ним уже есть необходимые документы). Но с другой стороны, кодекс градостроения не запрещает решать все вопросы одновременно.

А учитывая сложность процедуры оформления обременения, лучше все же сначала получить правовой акт на сервитут, а потом проводить межевание.

Договор

Следующим действием, которое определяет порядок установления публичного сервитута, является заключение договора. Он должен быть составлен правильно и включать в себя следующие обязательные пункты:

  • Предмет обременения, то есть на какую недвижимость будет наложен сервитут.
  • Кто выступает в качестве сторон соглашения и будет иметь право пользования наделом.
  • Подробное описание земельного участка (его границы, план размещения, площадь, какие объекты на нем расположены, в том числе растительность, в какую стоимость оценен объект, кадастровая информация).
  • Целевое предназначение земельного участка, условия пользования данным участком (каковы ограничения и в какое время).
  • Срок установления сервитута.
  • Если есть условия, при которых договор может быть расторгнут преждевременно, их необходимо указать.

После составления и подписания соглашения, оно должно быть заверено в нотариальной конторе и зарегистрировано в госреестре. Данные процедуры обязательны, в противном случае публичный сервитут не будет считаться законным. Особое внимание нужно уделить кадастровому плану участка. Если он испорчен или утерян, его в самые короткие сроки необходимо восстановить.

Оценка и стоимость

Публичный сервитут – это обременение на землю, поэтому у собственника надела есть право установить размер платы за пользование его участком, ссылаясь на возможные убытки из-за установления обременения. Данный пункт тоже должен быть прописан в соглашении и рассмотрен довольно тщательно, потому что изначально может показаться, что убыткам взяться неоткуда, а на деле окажется все наоборот.

В сумму за сервитут владелец участка может включить, к примеру, стоимость охранных услуг и поддержание земельного участка в надлежащем виде, особенно если это публичные сервитуты в городах, и целью их является проезд транспорта.

Если после установления сервитута выяснилось, что установленная цена не соответствует действительным затратам, можно, ссылаясь на ЗК РФ, изменить условия соглашения, составив дополнение к нему.

Весовым основанием для написания дополнения к договору является:

  • Перемена деятельности пользователей.
  • Право пользователя было расширено или ограничено на той же территории.
  • Внесение поправок в нормативно-правовой акт (при условии, что одна из сторон – госорган).
  • Пересмотр соглашения обеими сторонами и внесение соответствующих корректировок.
  • Вынесение судебного постановления.

Регистрация

Как говорилось выше, регистрация публичного обременения является процедурой обязательной и не предусматривает никаких исключений. Регистрировать документы могут органы юстиции, вносящие данные в единый реестр недвижимости.

Подавать заявление на регистрацию должна та сторона, в пользу которой это обременение наложено. Публичный сервитут устанавливается на основе нормативно-правового акта, которой должен быть приложен к заявлению.

Кроме этого, могут понадобиться ходатайства муниципалитета или другого государственного органа.

После того как сведения об обременении будут внесены в реестр, оно вступает в силу.

Если сервитут накладывается не на весь земельный участок, а лишь на его часть, то к вышеуказанным документам прилагается еще схематический план с делением границ и отметками той доли недвижимости, которую затрагивает обременение. Если следует зарегистрировать несколько обременений, то каждое из них будет проходить регистрацию отдельно в установленном порядке.

Учитывая положения НК РФ, можно сделать вывод, что процесс регистрации публичного сервитута является платным. Поэтому его участнику нужно будет оплатить госпошлину. Ее размер зависит от того, кто оформляет обременение и в каком регионе.

Если это физлицо, то плата составит 500 рублей, если юрлицо – то 2 000 рублей. Каждое следующее внесение изменения также подлежит регистрации и облагается пошлиной, но в меньших размерах.

Физлицо заплатит 100 рублей, юрлицо – 300, а муниципалитет – всего 50 рублей.

Когда прекращается обременение

Законодательно установлено, что публичный сервитут не всегда может быть бессрочным, его можно установить и на определенный срок. Если в договоре все-таки было прописано, что обременение бессрочно, существуют веские основания для прекращения действия соглашения и, соответственно, самого обременения.

К таким основаниям относятся:

  • смерть владельца земельного надела;
  • официально оформленный отказ пользователя от обременения;
  • ненужность земельного участка для дальнейшего публичного применения;
  • объединение сторон для ведения совместной деятельности;
  • постановление судебной инстанции по предъявленному иску от собственника земельного участка;
  • завершение срока действия обременения без дальнейшей его пролонгации.

Как бы то ни было, досрочное снятие обременения происходит посредством обращения в суд, и уважительной причиной этому может служить ущемление права собственника недвижимого имущества. По вышеизложенным случаям можно обойтись без судебных тяжб, написав заявление в местную администрацию.

Собственник, права которого были ущемлены, может потребовать у муниципалитета выкупить обремененный земельный участок, если снять сервитут не получается. Но он должен быть готов к тому, что все объекты, расположенные на данном участке, отойдут в пользование муниципальных органов. И на крайний случай собственник сможет их арендовать.

Независимо от того, как было прекращено действие обременения, данный факт оформляется нормативно-правовым актом госорганов, которые выносили решение о наложении сервитута, с его дальнейшей регистрацией.

Чтобы принять решение о прекращении обременения, не нужно созывать собраний и проводить слушания (если иного не предусмотрено местным законодательством).

Что такое публичный сервитут. Порядок его установления

Публичный сервитут на землю: что это такое, как устанавливается и снимается?

Публичный сервитут – это вид обременения земли, устанавливаемый в законном порядке в случаях, когда этого требуют интересы государства или местной власти. Изъятие земли при этом не рассматривается.

отличительная черта публичного сервитута состоит в том, что он не предполагает конкретный управомоченный субъект и не ограничивает право собственности в интересах неопределенного круга лиц.

Законодательное регулирование вопроса

Публичный сервитут – это очень популярная форма установления права использования чужой земли, которую часто применяет государство, чтобы владельцы соседних земельных участков чувствовали себя лучше.

Любая ситуация, предполагающая установление сервитута, регулируется Земельным и Гражданским кодексами. В этих нормативных актах оговорена и процедура обременения и цели подобных действий. Посредством Гражданского кодекса (ст.

274-277) устанавливается сервитут, вне зависимости от его характера. О том, как правильно осуществить данную процедуру гласит Земельный Кодекс.

Кстати, завершиться все должно изданием специального нормативного акта федерального или регионального уровня.

Информацию о том, как зарегистрировать установленный сервитут, можно почерпнуть из Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости». Здесь подробно описан порядок прохождения комплекса регистрационных мероприятий и получения соответствующего свидетельства.

Какие ограничения могут быть наложены

Практика показывает, что сам факт использования земельного участка посторонними людьми на основании наложенного сервитута – это, отнюдь, не самое страшное, что может произойти.

Главную проблему таит в себе ограничение использования надела в соответствии с собственными желаниями. Например, если рядом проходит газопровод или линия электропередач, то рядом вряд ли получится:

  • построить дом;
  • реконструировать готовое здание;
  • затеять капитальный ремонт;
  • снести ненужное строение;
  • вырубить деревья или кустарники.

Кстати, если сотрудники Горгаза или электросетей, сочтут постройку «неугодной», то снести ее придется за личные средства. Тогда зачем вообще нужна такая собственность?

Статьи 209 и 304 ГК РФ гласят о том, что каждый собственник имеет право владеть и распоряжаться своим имуществом. Следовательно, можно подать соответствующее заявление в суд. При составлении следует прислушиваться к разуму.

Каждый прохожий вряд ли будет платить за проход через чужую землю, а вот, если участок необходимо пересечь, чтобы попасть на территорию крупного предприятия, то можно попробовать договориться о небольшой компенсации.

Те же действия может предпринять владелец линейного объекта.

Нельзя назвать исключением и следующую ситуацию: компания при прокладке подземных коммуникаций, в силу собственной безответственности, забыла об установке предупреждающих знаков.

А гражданин, купивший земельный участок, начал строительство дома и обнаружил теплотрассу.

Наличие нескольких зацепок и хорошая подготовка к судебному заседанию, зачастую, позволяют рассчитывать на положительный результат.

Порядок установления

Публичный сервитут на земельный участок может быть установлен в порядке, определенном Федеральным законом № 171-ФЗ, принятом в июле 2014 г.

Статья 23 вышеуказанного нормативного акта содержит информацию о последовательности определения минимального размера ущерба в отношении собственников земли. При этом владелец имеет право пользоваться участком.

Продолжительность действия публичного сервитута напрямую зависит от работ, планируемых к проведению. Кстати, документ может выдаваться и на неопределенное время (бессрочно).

Если установление сервитута привело к серьезному вторжению в законные права собственника, то владелец может подать жалобу в местную администрацию и потребовать соответствующую денежную компенсацию.

Пострадавший гражданин может даже обратиться с просьбой о предоставлении ему равноценного отрезка земли. Сразу же после завершения работ на участке владелец может подать прошение об отмене ограничений. Кстати, наличие сервитута не запрещает владельцу продавать, менять или дарить землю.

Установление данного документа требует последовательного выполнения определенных действий:

  1. Посещение местной администрации с целью сдачи соответствующего заявления. Направить бумагу может как юридическое, так и физическое лицо. В верхнем правом углу заявления следует указывать главу города или иную административную единицу. После оговариваются личные сведения обращающейся стороны. Тело документа должно включать в себя следующие сведения: цель установления сервитута, обоснование необходимости, срок ограничения, виды проводимых работ и т.д. В конце нужно поставить дату и заверить все личной подписью.
  2. Слушанья, направленные на рассмотрение проблемы, изложенной в заявлении. По результатам будет составлен протокол, в котором отразится принятое решение. Результат слушаний подлежит размещению на сайте государственных услуг.
  3. Регистрация в кадастре.

Администрация далеко не всегда принимает именно то решение, которое устраивает заявителя. В случае не согласия гражданин имеет право направить исковое заявление и оспорить результат в суде в 10-дневный срок. Поэтому урегулировать вопрос нужно еще до подачи заявления в местное самоуправление.

Чтобы достигнутое соглашение обладало юридической силой, в нем следует оговорить:

  • названия сторон;
  • личную информацию – паспортные данные или реквизиты;
  • причины, вынудившие к установлению сервитута;
  • характеристики земельного участка;
  • другую важную информацию.

В конце, конечно же, ставится дата составления документа и подпись.

Публичный сервитут по юридической значимости приравнивается к федеральному или муниципальному нормативному акту, поэтому подлежит утверждению в административном порядке.

Срок действия и порядок снятия

Для публичного сервитута присущи следующие особенности:

  • как временное, так и постоянное действие;
  • его можно назвать видом обременения собственности;
  • по сути, он также является вещным правом.

Хоть данный документ и ограничивает права собственника, закон запрещает какое-либо вторжение в полноценное пользование земельным участком. В случае выявления подобного нарушения, у владельца появляется право на обращение в орган власти, чтобы изъять участок, например, выкупив его.

Публичный сервитут не всегда бывает бессрочным, не смотря на то, что заявление о продлении может подаваться неограниченное число раз.

Обременение может быть снято ввиду следующих веских причин:

  • ушел из жизни владелец земли;
  • пользователь сервитута официально отказался от своего права;
  • территория не востребована для дальнейшего публичного применения;
  • стороны приняли решение об объединении для ведения совместного бизнеса;
  • суд принял соответствующее решение по иску, поданному собственником земельного участка;
  • закончился срок действия публичного сервитута.

Решение о досрочном снятии ограничения может принять суд и только при наличии уважительной причины – ущемлены права законного владельца недвижимости. В вышеописанных ситуациях можно обойтись обращением в орган местного самоуправления.

Если снять сервитут не представляется возможным, а собственник страдает от этого, то можно потребовать от муниципалитета выкупа обремененной земли. В данном случае гражданин не сможет пользоваться ни одним из объектов, расположенном на участке.

О данной форме обременения недвижимого имущества смотрите в следующем видеосюжете:

Что такое публичный сервитут на земельный участок — Про сад и дом

Публичный сервитут на землю: что это такое, как устанавливается и снимается?

Публичный сервитут на земельный участок вызывает недопонимание со стороны простых граждан. Не каждый сможет объяснить суть данного понятия, воспользоваться им или опротестовать. Что подразумевается под публичным сервитутом, а также о правилах его введения, предлагаем поговорить в нашей статье.

Публичный сервитут – что это такое

Под публичным сервитутом понимается введение ограничений для владельца участка, относительно его использования в пользу третьих лиц. В их роли могут выступать муниципальные службы, заинтересованные граждане и частные компании.

Порядок наложения сервитута прописан в Гражданском кодексе РФ. По своей сути, он является некой формой обременения, накладываемой на определенную часть участка.

Его введение возможно с целью обеспечения доступа к коммуникациям, другим участкам, проведения ремонтно-строительных работ и прочего.

Сервитут подразделяется на два вида:

  • Простой. Заключается между частными лицами.
  • Публичный. Одна из сторон представляет интересы государства или частной компании.

Публичный сервитут отличается от простого кардинально. Он может быть установлен принудительно, по результатам проведенных публичных слушаний и вынесения соответствующего приказа.

Публичный сервитут вводится для:

  1. Прогона скота на пастбище или водопой.
  2. Прохода техники к сельскохозяйственным угодьям.
  3. Проезда муниципальной техники к коммуникациям.
  4. Проведения работ по прокладке и обслуживанию линий электроснабжения или коммуникационных сетей.
  5. Обеспечения свободного доступа к береговой линии.
  6. Проведения дренажных работ.

Публичный сервитут не дает права изъятия земли из собственности. Он носит временный характер. После проведения работ и обеспечения всех целей наложения, владелец участка вправе подать на снятие обременения.

Собственник также может потребовать у муниципалитета или частного предприятия выкупить часть земли.
Действующее законодательство направлено на защиту прав собственников земельных участков.

В связи с этим, если владения не могут быть использованы по назначению из-за введения сервитута, не исключена выплата материальной компенсации.

Последовательность установления публичного сервитута

Публичный сервитут вводится на основании акта, созданного органами местного самоуправления. Его принятие осуществляется в следующем порядке:

  • Заинтересованное лицо или государственная служба подает заявление о наложении обременения на участок.
  • Заявка рассматривается уполномоченным органом.
  • Назначается публичное слушание, в процессе которого каждая из сторон вправе высказать свое мнение.
  • Принимается решение о наложении сервитута.
  • Осуществляется государственная регистрация обременения.

Подать заявление может как физическое, так и юридическое лицо. В его тексте должна содержаться полная информация о владельце, участке и причинах наложения обременения. Заявителю необходимо понимать, что просьба должна быть подкреплена документальными фактами.

В противном случае, возможно получение отказа.В процессе слушания составляется протокол. В нем отмечается мнение сторон, включая пожелания и претензии. По результатам слушания, составляется акт с указанием сведений о владельце участка и границах обременения.

Сервитут обретает юридическую силу только после регистрации в Росреестре. Ее оформлением должен заниматься заявитель. Он же несет траты на оплату государственной пошлины.

Если владелец участка не согласен с введением сервитута, он вправе подать судебный иск в Арбитражный суд.

Прекращение публичного сервитута

Существует два основания для снятия ограничения с земельного участка:

  1. Причина, по которой он был наложен, полностью устранена.
  2. Срок действия обременения закончился.

В акте, составляемом после проведения публичного слушания, может быть назначена дата прекращения сервитута. Не исключено досрочное прекращение его действия по решению суда.
Прекращение действия публичного сервитута также должно быть зарегистрировано на государственном уровне. Проведение слушаний здесь не потребуется. Достаточно лишь посетить отделение Росреестра.

Возможна ли продажа участка после наложения сервитута

Публичный сервитут не лишает собственника права продать свои владения. Сделать это можно предложив их выкуп стороне, подавшей заявку на наложение обременения, либо любому другому лицу.

В случае продажи участка стороннему лицу, не имеющему никакого отношения к наложению сервитута, собственнику необходимо заранее уведомить его о наличии обременения. Если данный факт будет сокрыт, возможно признание договора купли-продажи недействительным.

Переход права собственности на землю с сервитутом по договору дарения или завещанию, также не исключен. Само по себе, обременение не является преградой для передачи прав на владение участком.

Оплата публичного сервитута

Гражданский и Земельный кодексы РФ предусматривают возмещение моральной компенсации владельцу участка за наложение сервитута. Определение его размера происходит исходя из рыночной стоимости земли.

Оплата публичного сервитута осуществляется:

  • Единоразово. Собственнику выплачивают одну сумму единым платежом за весь период наложения ограничения.
  • Регулярно. Владелец будет получать денежные платежи на протяжении всего срока действия сервитута.

Определение размера оплаты публичного сервитута может вызвать большие споры между владельцем участка и лицом, подавшим заявку на его наложение. Сумма определяется на основании обоюдной договоренности или решения органа местного самоуправления.

Заключение

Публичный сервитут – ограничение на пользование землей, процедура введения которого юридически сложная и длительная.

Она вызывает большое количество спорных вопросов, связанных с предоставлением моральной компенсации владельцу земли. В некоторых ситуациях, сервитут является единственной законной возможностью проведения ремонтно-строительных работ на смежных с участком территориях.

Прочтите также: Резервирование земель для государственных и муниципальных нужд

© 2018, Expert. Все права защищены.

Публичный сервитут на земельный участок: границы зон действия, протокол слушаний, установление, кадастровый учет

Публичный сервитут на землю: что это такое, как устанавливается и снимается?

Наряду с частным обременением существует еще одна его разновидность – публичный сервитут. Его отличительной чертой является то, что он утверждается только решением органа госвласти, при этом земельный надел не изымается в пользу государства. Об особенностях публичного обременения и способах его установления речь пойдет ниже.

Что такое публичный сервитут

Публичный или государственный сервитут это:

  • Субъективное право (собственник земли вправе требовать оформления обременения от землевладельца смежного надела для ограниченного пользования).
  • Способ обременения.
  • Оформляется на постоянной основе или носит бессрочный характер.

Признаки публичного обременения:

  • Его утверждение происходит для обеспечения общественного или государственного интереса.
  • Оформление происходит на основании правового акта.
  • Основанием вынесения акта являются итоги общественных заседаний.

Оформление публичного обременения необходимо для осуществления следующих целей:

  1. Перемещение (передвижение) через участок.
  2. Территория чужого участка необходима для проведения ремонтных работ, связанных с коммунальными, инженерными линиями и электросетями, а также объектов дорожного благоустройства.
  3. Выполнение дренажных мероприятий.
  4. Для осуществления водозабора из объектов водного фонда.
  5. Для обеспечения прогона и выпаса с/х животных.
  6. Для осуществления работ по сенокошению в определенный сезонный период.
  7. Для организации охоты и рыболовства.
  8. Для проведения временных геодезических работ, а также проведения исследований.
  9. Обеспечение свободного прохода к прибрежной линии водного объекта.

Данный список не является исчерпывающим.

Публичный сервитут на земельный участок устанавливается нормативно-правовым актом:

  • законодательным актом;
  • другим НПА РФ;
  • НПА субъекта РФ;
  • НПА органа местного самоуправления.

Утвержденное обременение не должно никаким образом затруднять эксплуатацию участка его владельцем.

В случае возникновения таких «преград» землевладелец вправе потребовать изъятия (выкупа) своего участка государством с предоставлением аналогичного либо с полной компенсацией убытков.

Для этого лицо, чьи интересы нарушены, обращается в уполномоченный орган с предоставлением полного расчета убытков. Данную калькуляцию выполняет специализированная организация на момент выплаты компенсации.

В результате рассмотрения подобных заявлений собственника уполномоченный орган принимает следующие меры в течение месячного срока:

  • изымает участок у собственника путем выкупа с компенсацией убытков;
  • предоставляет равнозначный участок с компенсацией убытков;
  • производит соразмерные выплаты;
  • отказывает в требовании.

Далее мы расскажем про границы зон действия публичных сервитутов: что это такое и для чего требуется.

Границы зон действия

В процессе подготовки проектной документации возникают вопросы по оформлению пределов зон действия государственных обременений.

На законодательном уровне определен порядок проведения кадастровых мероприятий по созданию земельных наделов, а также постановке их на кадастровый учет.

Следовательно, участок считается сформированным, когда все данные о нем занесены в кадастровый реестр.

Перед подготовкой проектной документации по межеванию земли исполнитель имеет дело с двумя типами участков:

  1. Полностью сформированные участки (состоящие на кадастровом учете).
  2. Участки, находящиеся на стадии формирования, которым впоследствии предстоит пройти процедуру по проведению кадастровых мероприятий (к таким участкам относятся земли, на которых планируется разместить объекты капитального строительства государственного значения).

В отношении первого типа участков пределы зон действия публичных обременений в проекте межевания должны определяться на основании НПА органа местного самоуправления, которые уже приняты на момент составления проекта. В данной ситуации в проекте закреплено существующее положение земельных правоотношений на местности («status quo»).

Кадастровый учет

Оформление публичного сервитута на участок возможно только после того, как он пройдет официальную процедуру кадастрового учета. Обременение может быть утверждено на всю территорию участка или на конкретную его часть.

Постановка на учет означает внесение данных об утверждении публичного обременения в государственный кадастр объектов недвижимости.

Данный учет уполномочено осуществлять специализированное агентство (Роснедвижимость), а также его территориальные управления и подразделения.

Для учета необходимо представить заявление и перечень документации, среди которой обязательным является наличие межевого плана публичного обременения с указанием границ его действия.

Виды обременений

Разграничение осуществляется на основании целей их утверждения. Кроме описанных выше задач, обременение может оформляться в отношении следующих объектов:

  • Водный фонд (сервитут определяет ограниченное право каждого гражданина пользоваться объектами водного фонда общего пользования; публичный водный сервитут оформляется для забора водных ресурсов без специальных технических приспособлений, для организации водопоя с/х животных, для передвижения небольших плавательных средств).
  • Лесной фонд (сервитут предполагает возникновение права у граждан беспрепятственного и бесплатного нахождения на территории объектов лесного фонда, сбора и использования пищевых лесных ресурсов, участия в различных незапрещенных мероприятиях).
  • Публичный сервитут на дорогу — участки территории в пределах зон отвода автодорог общего пользования федерального значения (публичные обременения устанавливаются для проведения работ по прокладке, переносу и переоборудованию технических коммуникаций и их использованию).

Далее мы поговорим про порядок установления публичного сервитута на земельный участок.

Процедура оформления

Итак, как установить публичный сервитут на земельный участок? Утверждение его проходит несколько последовательных стадий.

Обращение с заявлением

Правом подачи наделены граждане и организации, госорганы или органы на местах. До сих пор в законодательстве существует недочет в урегулировании вопроса о том, в какой орган обращаться с заявлением. Практика сводится к тому, что для оформления публичного обременения необходимо обращаться либо к законодательным органам, либо органам исполнительной власти.

Заявление должно содержать следующую информацию:

  • данные об участке, на котором планируется установить обременение.
  • цели его утверждения;
  • период действия обременения;
  • данные о землевладельцах;
  • данные о заинтересованных лицах.

Рассмотрение заявления

Федеральным НПА определяется соответствующий орган, который уполномочен рассматривать заявление и заниматься мероприятиями по оформлению публичного обременения. Данный документ также содержит указание на временные рамки рассмотрения подобного заявления вместе с представленными документами.

Акты, имеющие федеральное значение, не содержат подобных требований.

Организация и проведение публичных заседаний

Данное мероприятие представляет собой одну из разновидностей участия населения в решении публичных вопросов. Результатом таких слушаний должен стать протокол, который устанавливает мнение лиц, участвующих в собрании, по установлению публичного обременения.

В данной процедуре принимают участие:

  • заинтересованное население конкретной территориальной единицы;
  • лица, представляющие интересы организаций, которые расположены на конкретной территории;
  • землевладелец, на участке которого планируется установить обременение;
  • лица, представляющие интересы органа госвласти или местного самоуправления.

Принятие решения и издания НПА

Решение об установлении обременения должно содержаться в НПА с указанием следующих данных о:

  • земельном участке;
  • его месте нахождения;
  • кадастровом номере, который присваивается в процессе проведения межевания границ участка;
  • землевладельце, чей участок обременяется;
  • наименовании обременения и его содержание;
  • периоде действия обременения и иные условия.

Процедура регистрации

Обременение начинает действовать с момента его госрегистрации – внесения сведений о нем в ЕГРП.

Особенности

Публичное обременение регистрируется при наличии сведений в Реестре о ранее возникших правах на землю. Для регистрации необходим следующий перечень документов:

  • заявление от органа госвласти или органа местного самоуправления, издавшего постановление об установлении публичного сервитута;
  • квитанция об уплате госпошлины;
  • подтверждение полномочий представителя;
  • НПА, которым установлено публичное обременение;
  • кадастровый план с отображением границ действия обременения при его установлении только на часть участка.

Регистрирующий орган вправе запросить и иные документы.

Далее мы расскажем про протокол общественных слушаний по установлению публичного сервитута.

Протокол общественных слушаний

Итогом общественных заседаний являются следующие документы:

  • список участников;
  • протокол общественного слушания;
  • перечень поступивших вопросов и примечаний.

Однако определяющим документом является протокол, который должен содержать следующую информацию:

  • место проведения заседания;
  • обсуждаемый вопрос;
  • участники с описанием их мнения по установлению публичного обременения;
  • результаты публичного заседания с указанием числа лиц, проавших «за», «против» и «воздержались»;
  • итоговое решение.

Нормы земельного законодательства предписывают, что для принятия решения об оформлении публичного обременения итоги заседания лишь принимаются во внимание.

Постановление об установлении обременения

На основании итогового решения общественного заседания госорган выносит постановление об установлении публичного обременения. Данный документ содержит:

  • решение об установлении обременения;
  • сведения об участке с указанием кадастрового номера, места расположения;
  • цели оформления сервитута;
  • распоряжение по прохождению процедуры госрегистрации конкретной организации;
  • распоряжение по публикации документа в официальных СМИ;
  • указание конкретного лица, который обязан осуществлять контроль над исполнением постановления.

Следующее видео расскажет еще больше о публичных сервитутах, их установлении, оспаривании и подобных нюансах:

Добавить комментарий